Франшиза Salden`s brewery
Интервью
Дениса Сальникова
Как хобби превратить в бизнес масштаба страны? Один из самых известных российских пивоваров, основатель Salden'S Денис Сальников рассказал, как начал варить пиво для друзей, как качество помогает завоевать любовь потребителя, как это дело помогло развить гастротуризм в отдельно взятом регионе, и почему 2020 год для общепита — год обновления!

Денис, как вы пришли к пивоварению?
— До запуска Salden'S у меня уже был большой предпринимательский опыт. В конце нулевых у меня был магазинчик дисков, который позже превратился в большой магазин Play в самом центре Тулы, со статусом культового — было много редкой музыки, концертов, постоянно тусили меломаны, любители кино, геймеры. И, незадолго до того, как интернет "убил" все подобные магазины, началась история пивоварни.

Понятия «крафт» в России тогда еще не было, но уже появлялись небольшие локальные пивоварни, а любители пива пытались делать его дома — кто-то из концентрата, а кто-то по-честному, дрожжи, солод. Мой приятель как раз пошел по сложному пути, и искал хорошие ингредиенты. Он попросил меня заказать ему из Америки дрожжи. После этого я заинтересовался, начал изучать тему, купил домашний сусловарочный аппарат литров на 20. Вручную в каждую отдельную бутылку насыпал сахар. Уже потом, когда начало получаться вот это пиво «для друзей», я задумался о переходе на профессиональный уровень. До момента, когда я сварил уже в полностью оборудованной пивоварне пиво и продал первую партию, у меня прошёл ровно год.

Первую точку продаж запустили в 2012 году в здании моего же магазина дисков — мы просто выделили небольшое помещение, и там было 6 кранов с пивом. За качественный продукт проголосовали рублем сами потребители – без рекламы, на сарафанном радио, о нас сначала узнала вся Тула, потом посетители самых визионерских баров в обеих столицах, а потом и вся страна.
В какой момент решили расширить сферу деятельности и открыть первое заведение?
— Прямо сейчас в Туле с гастрономическими заведениями всё в порядке — их много, они разные, на любой вкус и кошелек. Но даже совсем недавно, 3-4 года назад, по-настоящему качественных мест было мало. Решили действовать по принципу, который помог запустить пивоварню: не хватает чего-то — сделай это сам, и мы стали работать над запуском Salden'S Taphouse. Решили сосредоточиться на формате Fast Casual — это авторская, но не вычурная кухня из свежих и деликатесных продуктов, за доступные деньги, и, конечно же, полный ассортимент нашего пива на кранах и в банках с бутылками. Было приятно анонсировать открытие заведения в соцсетях и понять по обратной связи, что его ждут: любители пива очень хорошо знали наш бренд, и понимали, что и площадка должна быть качественной и интересной.
Спустя несколько лет – вы бы хотели что-то поменять на старте? Или же опыт оцениваете как положительный?
— Мы подошли к делу обстоятельно. Нашли удачное помещение в центре города, в старинном подвале с кирпичными сводами. Интриговали публику кухней — писали в соцсетях, что прямо сейчас наш шеф-повар Павел Мельгунов подбирает состав идеальных бургеров. После открытия Taphouse народ пошел плотно, к нам не только ходили сами туляки, но и приводили гостей из других городов, а вот это я считаю отдельным показателем успеха. Важный нюанс: не забывайте держать в голове, что всё это происходит в Туле, где, несмотря на близость к столице, абсолютно стандартные средние зарплаты, поэтому нам было важно сделать цены доступными, и это у нас получилось как раз за счет формата заведения Fast Casual.

В 2018 году мы запустили второе заведение, Porterhouse, концептуальный ресторан Porterhouse — отличные стейки и дичь. В 2019 году запустили второй этаж в этом же ресторане со свежими позициями рыбы и морепродуктов, развитие авторской кухни Павла Мельгунова, прекрасная летняя веранда. И, конечно же, снова полный ассортимент нашего пива.

С момента запуска Taphouse в Туле появилась полноценная экосистема заведений, что способствовало появлению гастротуризма: мы находимся в двух часах езды от Москвы, и к нам очень часто приезжают на выходные — погулять по старинному городу, кремлю, сфотографироваться на новой набережной, побывать в Ясной поляне, и между каждым пунктом посетить какое-нибудь классное местное заведение. Обе точки от Salden'S часто рекомендуют как обязательные к посещению, и это очень приятно.
2020 год — как он повлиял на бизнес?
— Пивоварня продолжала работать – у нас небольшой штат человек на производстве, и процессы идеально отточены, поэтому все на большой дистанции друг от друга. Но процессы не останавливали, работали в своем темпе. Более того, в карантин в России стали больше пить пива: совсем недавно Ассоциация производителей пива выпустила доклад, где обозначили, что продажи пива в России летом 2020 года оказались самыми внушительными за три года! И, конечно же, вырос в том числе и сегмент крафта.

В этом году Salden's brewery получила престижную награду «Лидер отрасли», как один из лучших производителей на рынке, закрепив за нами надежность и авторитет.

Кроме того, мы постоянно развиваемся в самых разных направлениях. Карантин дал нам возможность активно поработать над тем, что мы давно хотели сделать – переложить наш успешный опыт Taphouse на франшизное предложение. Мы открыли заведение 3 года назад, но видим, как востребован формат. За 8 лет работы Salden'S brewery мы привили любовь к крафту, а сейчас буквально за несколько лет развили новый сегмент заведения, который очень удачно показал себя, продвигая и пивную культуру, и культуру хорошей кухни, и при этом оставаясь доступным широкой публике.

Мы попробовали переложить этот опыт во франшизное предложение – и это получилось довольно легко: мы знаем наши заведения на все сто процентов, развивали их сами с нуля, поэтому знаем, с чего могут начать наши потенциальные партнеры, на чем стоит акцентировать внимание, и как сделать так, чтобы в вашем городе появилось качественное заведение в совершенно незанятой нише гастрономического фастфуда.
Что бы вы посоветовали потенциальным новичкам рынка?
— Несмотря на очевидные сложности, именно сейчас время для запуска проектов может быть очень удачным. Рынок, особенно в столицах, был перенасыщен заведениями, часть из которых даже ничего не зарабатывала. Они не пережили первый локдаун. Сейчас освобождаются не только новые помещения, новые площадки, но и целые ниши! Рынок в целом обновился, и этим можно воспользоваться, особенно новичкам!
Что вы предлагаете партнерам? И применим ли опыт Тулы к другим регионам?
— Конечно применим. Понятное дело, что в каждой области и городе свои правила, но, в отличие от столиц, более-менее понятна «средняя температура по больнице», уровень зарплат, хобби горожан, доступность (или недоступность!) хороших заведений с качественными напитками и кухней, высококлассным сервисом и обслуживанием. Нам до идеального формата приходилось идти самим, с партнерами же мы готовы поделиться этим опытом. Более того, мы буквально этой осенью сами открыли в Туле второе заведение формата Taphouse. Самое интересное и важное, что показатели обеих точек выровнялись буквально за 1,5 месяца, что доказывает эффективность бизнес-модели. Конечно же, это время рисковое и нестабильное, поэтому нужно четко взвешивать свои возможности.